Понятие и источники избирательного права России

 

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ российской ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина Избирательное право России

Реферат по теме: «ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ, ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА» Подготовил: Слушатель 444 группы Карпович А.А. Белгород - 2008 г. План Понятие, предмет и система избирательного права России. Принципы избирательного права. Источники избирательного права. Избирательные системы. 1. Понятие, предмет и система избирательного права России Постоянно растущее в течение последнего десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране действиях демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право - неотъемлемый признак демократического правового страны. Увеличение размера законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и улучшение разрешают смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах. Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле (объективное, или положительное, избирательное право) есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные дела. Избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - есть право гражданина избирать и быть избранным в органы гос власти и органы местного самоуправления. Выборы являются механизмом реализации конституционного права людей избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции российской Федерации). хоть какое конституционно закрепленное право человека и гражданина должно иметь свой механизм реализации, по другому оно остается только декларацией. Но реализация субъективного избирательного права - не самоцель выборов. Само право избирать и быть избранным не есть личное, неотъемлемое право человека, принадлежащее ему в силу того, что он человек (как, к примеру, право на жизнь). Субъективное избирательное право обусловлено наличием страны, без страны нет и не может быть избирательного права людей. Непосредственно поэтому в понятии выборов выделяется и второй сущностный аспект, заключающийся в том, что выборы являются формой народовластия (высшим непосредственным выражением власти народа - согласно ст. 3 Конституции российской Федерации), механизмом формирования органов страны, а также публичных органов самоуправления людей, не отнесенных конституцией к сфере гос власти - органов местного самоуправления. Два этих аспекта являются двумя сторонами одной медали, в отрыве друг от друга каждый из них становится фикцией: с одной стороны, реализация избирательного права вне процедуры формирования какого-либо органа невозможна, с другой стороны, демократическое правительство не может обойтись без выборности собственных органов, основанной на участии в этом процессе людей, без закрепления субъективного избирательного права. Таким образом, выборы - это форма прямого волеизъявления людей, осуществляемого в согласовании с Конституцией российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов российской Федерации, уставами городских образований в целях формирования органа гос власти, органа местного самоуправления или наделения возможностями должностного лица. Более конкретно предмет избирательного права можно отыскать как общественные дела, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы гос власти и органы местного самоуправления, составляющие в целом избирательные права людей. Согласно закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на роль в референдуме людей российской Федерации» (далее «Об основных гарантиях…») от 12 июня 2002 года под избирательными правами людей понимается конституционное право людей российской Федерации избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов российской Федерации. Данное законом определение позволяет отграничить предмет избирательного права от отношений, основанных на выборах как на внутриорганизационной технологии определения воли голосующих лиц. В данном качестве выборы широко употребляются при формировании руководящих органов в коммерческих и некоммерческих организациях, государственных и городских органах. Почему такие дела не включаются в сферу избирательного права? Потому что в данных отношениях голосующие граждане выступают в роли членов того или другого коллектива (к примеру, акционеров - при формировании правления акционерного общества, депутатов представительного органа местного самоуправления - при избрании из собственного состава главы городского образования), но не в качестве людей российской Федерации, обладающих в согласовании с конституцией правом избирать и быть избранными. Избирательное право регламентирует не все дела, возникающие при организации и проведении выборов, а только те, которые нуждаются в правовом регулировании способом закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. К примеру, политические дела, возникающие меж собой у кандидатов, избирательных объединений, не регулируются избирательным правом. Поэтому понятие выборов как системы отношений, опосредующих наделение народом собственных представителей правом воплощения публичной власти, шире, чем предмет избирательного права. Выборы включают в себя различные политические, этические, корпоративные дела, регуляторами которых выступают соответствующие социальные нормы. В то же время, избирательное право регулирует не только дела, возникающие непосредственно при проведении выборов. В избирательно-правовую сферу вовлекаются дела, возникающие в межвыборный период. Это, к примеру, дела по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно работающих избирательных комиссий. Но такие дела постоянно соединены с выборами. Регистрация избирателей осуществляется для использования данных данной системы при составлении списков избирателей на различных выборах, избирательные комиссии представляют собой систему органов, само существование которых обусловлено потребностью в проведении выборов. Принципиальное значение имеет отграничение избирательных отношений от остальных отношений, возникающих в сфере непосредственного воплощения народом своей власти. Такими отношениями, которые во многом сходны с избирательными, являются референдумные дела и дела по отзыву выборных лиц. Референдумом называется голосование по более значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Отзыв -- это процедура досрочного прекращения возможностей выборного лица, выступающая в качестве формы ответственности за ненадлежащее воплощение выборным лицом собственных возможностей.

Все эти процедуры являются формами непосредственной демократии. Общим признаком данных институтов является также их процессуальное воплощение: выражение народной воли на выборах, референдуме, при отзыве происходит способом голосования; организацией избирательного и референдумного процесса, процесса по отзыву занимаются избирательные комиссии, осуществляется агитация. Основанием разграничения избирательных, референдумных и отзывных отношений является то событие, что выборы, референдум и отзыв являются различными по целевому назначению формами непосредственной демократии: выборы имеют своей целью реализацию избирательного права людей, формирование, воспроизводство органов публичной власти, референдум - принятие решений по важнейшим вопросам общегосударственного, регионального и местного масштаба, не связанным с избранием лиц, а отзыв - досрочное прекращение возможностей выборных лиц. Проведение выборов является обязательным в силу ограниченного срока возможностей избираемых органов, проведение же референдума и отзыва целиком зависит от инициативы определенных законом субъектов.

Избирательные дела следует также отграничивать от отношений, имеющих иную отраслевую природу, но возникающих в связи с проведением выборов. К таким отношениям относятся дела, регулируемые трудовым правом (к примеру, дела, связанные с правом зарегистрированного кандидата на освобождение от работы для роли в выборах), денежным правом (к примеру, дела, связанные с распределением государственных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов), уголовным и административным правом (в рамках данных отношений реализуется уголовная и административная ответственность).

Такие дела не являются предметом избирательно-правового регулирования, так как они не нацелены непосредственно на реализацию избирательных прав людей, на формирование выборных органов, а играют в сфере выборов сугубо обеспечительные или охранительные функции.

таким образом, избирательное право - это система правовых норм, регулирующих общественные дела в сфере организации и проведения выборов в органы гос власти и органы местного самоуправления.

Важнейшим свойством и своеобразием избирательного права является его материально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух огромных регулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективного избирательного права людей, принципов (основных начал) избирательного права, а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и порядка формирования этих органов.

Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их богатство и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

Виды выборов. есть четыре главные классификации видов выборов.

Во-первых, выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы - это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока возможностей избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением возможностей избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения возможностей закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа гос власти, органа местного самоуправления. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков воплощения избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение возможностей депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется способом ротации, которая предполагает разновременное избрание частей депутатского корпуса представительного органа (палаты представительного органа). В настоящее время ротация предусмотрена законами о выборах депутатов законодательных (представительных) органов гос власти Вологодской и Волгоградской областей, Избирательным кодексом Свердловской области - для выборов депутатов областной Думы - палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По этим законам выборы депутатов проводятся один раз в два года, на каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок возможностей в четыре года.

В-четвертых, выборы делятся на начальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока возможностей либо досрочным прекращением возможностей избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в вариантах, если результаты начальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует различать от повторного голосования - факультативной стадии, которая происходит в рамках того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы - самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

В-пятых, выборы, проводимые в один тур и выборы, предусматривающие в определенных вариантах проведение второго тура.

Содержание и система избирательного права России.

Избирательно-правовое отношение - это возникающая на базе норм избирательного права юридическая связь меж субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей.

В избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права. Правоотношения выступают средством закрепления за конкретными субъектами предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

Виды избирательных правоотношений. основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на базе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

Элементами избирательно-правового дела являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты избирательно-правовых отношений - участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые заполучили свойства субъекта в силу норм избирательного права. Способность выступать субъектом избирательно-правовых отношений называется избирательной правосубъектностью.

Состав правосубъектности образуют три элемента: правоспособность - способность иметь юридические права и обязанности, дееспособность - способность своими действиями осуществлять принадлежащие субъекту права и обязанности, и деликтоспособность - способность выступать субъектом ответственности за свои неправомерные деяния.

Круг субъектов избирательно-правовых отношений различается определенной спецификой. Субъектами избирательно-правовых отношений могут выступать:

1) Граждане российской Федерации. Конституция российской Федерации наделяет людей российской Федерации правом избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления. Свое конституционное право граждане осуществляют, участвуя в выборах в качестве избирателей (выдвигают кандидатов, осуществляют их поддержку, участвуют в предвыборной агитации, голосуют на выборах), кандидатов, их представителей, представителей избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, членов избирательных комиссий.

Субъектами избирательного права являются также иностранные граждане. В согласовании с международными договорами российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на местности соответствующего городского образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане российской Федерации;

2) Органы гос власти и органы местного самоуправления. Основная обязанность данных субъектов - обеспечение реализации конституционного права людей избирать и быть избранными. Органы гос власти и органы местного самоуправления выступают в избирательном процессе в различном качестве: назначают выборы, осуществляют формирование избирательных комиссий, содействуют избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов;

3) Избирательные комиссии. Избирательные комиссии являются специфическими субъектами избирательного права, представляют собой коллегиальные органы, непосредственно осуществляющие подготовку и проведение выборов. Часть избирательных комиссий являются государственными (Центральная избирательная комиссия российской Федерации, избирательные комиссии субъектов российской Федерации);

4) общественные объединения. среди общественных объединении основное место занимают политические общественные объединения, которые имеют право участвовать в выборах в качестве избирательных объединений, политические партии. Неполитические общественные объединения по сравнению с ними имеют ограниченный размер прав: они вправе участвовать в предвыборной агитации, назначать наблюдателей, но не имеют основного права избирательных объединений - права выдвигать кандидатов;

5) Средства массовой информации. Избирательно-правовые нормы ложут на средства массовой информации обязанность предоставлять кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам возможность проведения предвыборной агитации, содействовать избирательным комиссиям в деле информирования избирателей о ходе выборов. Средства массовой информации вправе направлять для наблюдения за ходом голосования, воплощением отдельных избирательных действий собственных представителей.

Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты, к примеру, средства избирательного фонда, так и нематериальные - деяния субъектов избирательного процесса. К примеру, в правоотношении по регистрации кандидата объектом выступает принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание - это фактическое поведение субъектов избирательно-правового дела в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании избирательно-правового дела - это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность - предписанная лицу мера подходящего поведения. Обязанности субъектов избирательно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (к примеру, обязанность соблюдать требования норм избирательного законодательства), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (к примеру, обязанность избирательных комиссий осуществлять подсчет голосов, подведение итогов голосования и определение результатов выборов), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (к примеру, обязанность Совета Федерации Федерального Собрания российской Федерации назначить в установленные законом сроки выборы Президента российской Федерации).

Для возникновения, конфигурации или прекращения конституционно-право-вых отношений необходимы юридические факты - происшествия, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть деяния и деяния.

деяния - это происшествия, не зависящие от воли субъектов. К примеру, истечение срока возможностей выборного органа является основанием назначения соответствующих выборов.

деяния как волевое поведение субъектов, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерные деяния соответствуют правовым предписаниям, согласуются с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерные деяния не соответствуют правовым предписаниям, ущемляют субъективные права, не согласуются с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Избирательно-правовые дела часто возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав - система юридических фактов, подходящих для пришествия юридических последствий (возникновения, конфигурации, прекращения правоотношения). к примеру, для возникновения у лица права быть избранным Президентом российской Федерации нужен фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента российской Федерации в течение двух прошедших сроков возможностей.

В юридической литературе избирательное право традиционно определяется как институт конституционного права. На современном этапе государственно-правового развития сложились политические, формально-юридические и практические основания рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института. В этом смысле избирательное право в российской Федерации - это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих содержание и процесс реализации политического права людей российской Федерации избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления в форме организации проведения демократических свободных периодических выборов.

По характеру правовых предписаний, содержащихся в федеральном избирательном законодательстве и конкретных законах о выборах, система избирательного права разделяется на нормы и институты общей и особенной части. Институты общей части устанавливают универсальные принципы избирательного права, исходные начала организации избирательного процесса, общий правовой режим воплощения отдельных стадий, процедур и избирательных действий. Институты особенной части определяют конкретные процедуры и условия реализации норм материального избирательного права в ходе подготовки и проведения выборов. Институциональное разделение избирательного права получает свое формальное отображение в общей и особенной частях избирательных кодексов, которые уже приняты в ряде субъектов российской Федерации (в Воронежской, Белгородской областях, Республике Башкортостан). Принципиально новым юридическим элементом современной системы избирательного права являются гарантии избирательных прав и права на роль в референдуме людей российской Федерации. Гарантийные нормы выполняют правообеспечительную функцию в механизме правового регулирования всех видов выборов.

особое место в системе институтов избирательного права занимает институт ответственности за нарушение избирательных прав людей, в том числе в виде способности расформирования избирательных комиссий в случае принятия решений, совершения действий (бездействия), нарушающих избирательные права людей и повлиявших на результаты волеизъявления участников выборов.

В самом общем виде система избирательного права с учетом различных оснований классификации образующих ее институтов включает избирательно-правовые нормы.

Избирательно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в избирательно-правовых актах правила, установленные или санкционированные государством, направленные на регулирование избирательных отношений способом установления прав и обязанностей их участников.

Нормы избирательного права, являясь разновидностью правовых норм, содержат в себе свойства, характерные для всех правовых норм, и особые характеристики, определяемые принадлежностью к избирательному праву.

Своеобразие избирательно-правовых норм обусловлено следующими обстоятельствами:

1) предметом регулирования избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы регулируют общественные дела, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы гос власти и органы местного самоуправления;

2) источниками, в которых выражены избирательно-правовые нормы. К ним относятся, в первую очередь, - Конституция российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов российской Федерации, подзаконные акты. Значимость предмета правового регулирования обусловливает закрепление норм избирательного права в законодательных актах. Их закрепление в остальных источниках права может быть только в вариантах, предусмотренных законом. Особенностью избирательного права является также содержание избирательно-правовых норм (так называемых международных избирательных стандартов) в международно-правовых актах;

3) преобладанием в составе избирательного права процессуально-правовых норм, регламентирующих функцию реализации субъективного избирательного права людей, порядок формирования органов гос власти и органов местного самоуправления.

Структура избирательно-правовых норм. Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее частей.

В структуре правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - часть нормы, которая указывает на те условия, т.Е. Фактические происшествия, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция - часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.Е. Юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция - часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

крупная часть норм избирательного права имеют двухчленную структуру: гипотезу и диспозицию. Так, к примеру ч. 4 Ст. 11 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» гласит: «Если срок возможностей органа гос власти субъекта российской Федерации, органа местного самоуправления истек или способности были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта российской Федерации о выборах отсутствует либо положения закона субъекта российской Федерации не может быть применено вследствие признания его судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в орган гос власти субъекта российской Федерации, в органы местного самоуправления в части положения закона субъекта российской Федерации, признанного судом недействующим и не подлежащим применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией на базе настоящего Федерального закона, остальных федеральных законов, обеспечивающих реализацию права людей российской Федерации избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления, а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не урегулированной законом также на базе указов Президента российской Федерации».

Данная норма прямо указывает на условия, при которых она может быть реализована, и устанавливает правила, которыми необходимо управляться при наступлении указанных условий. Санкция у данной нормы избирательного права отсутствует.

среди норм избирательного права много норм, состоящих из одной диспозиции - дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы - предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.

Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», определяющие главные определения избирательного права: к примеру, предвыборная агитация, избиратель, кандидат, избирательное объединение, наблюдающий и т.Д.

Декларативные (нормы-принципы) - предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в ст. 5 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», согласно которой граждане российской Федерации участвуют в выборах и референдумах в российской Федерации на равных основаниях.

Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования (санкция), в случае нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов... (Гипотеза)».

Классификация избирательно-правовых норм. Избирательно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.

1. По объекту правового регулирования нормы делятся в согласовании с относительно обособленными совокупностями общественных отношений, на регулирование которых они нацелены. Выделяются нормы, регламентирующие субъективное избирательное право, нормы, закрепляющие принципы избирательного права, нормы, регламентирующие избирательный процесс, нормы, регулирующие остальные составные части предмета избирательного права.

2. По функциям, которые выполняют правовые нормы в механизме правового регулирования, их подразделяют на регулятивные и охранительные.

Регулятивные (правоустановительные) избирательно-правовые нормы регулируют позитивную деятельность субъектов права, определяя их права и обязанности в общественных отношениях. К примеру, ст. 32 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» гласит: «Граждане российской Федерации, владеющие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в согласовании с настоящим Федеральным законом, иным законом».

Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав. В качестве примера охранительной нормы можно привести норму Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»: «Избирательная комиссия может быть распущена судом соответствующей подсудности в вариантах нарушения комиссией избирательных прав людей, права людей на роль в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией российской Федерации, избирательной комиссией субъекта российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом…».

3. По характеру прав и обязанностей избирательно-правовые нормы разделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать деяния, предусмотренные нормой права: «Граждане российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы гос власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные деяния. Крупная часть обязывающих норм относится к деятельности избирательных комиссий. Примером обязывающей нормы может служить положение ч. 4 Ст. 33 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», так: «При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в согласовании со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующюю избирательную комиссию сведения, если другое не предусмотрено законом субъекта российской Федерации. Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их, к примеру, ч. 10 Ст. 30 Устанавливает, что наблюдающий не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней и т.Д.

4. По местности деяния избирательно-правовые нормы разделяются на нормы, которые действуют на всей местности российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее местности (субъект российской Федерации, городское образование).

5. По юридической силе избирательно-правовые нормы разделяются на нормы, владеющие высшей юридической силой и нормы, которые должны им соответствовать. Юридическая сила избирательно-правовой нормы определяется источником (нормативно-правовым актом), в котором данная норма получила закрепление. Так, федеральные законы, законы субъектов российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в российской Федерации, не должны противоречить Федеральному закону РФ «Об основных гарантиях…».

2. Принципы избирательного права Принципы избирательного права - это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы избирательного права представляют собой исходные правовые предписания, в согласовании с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях - от правотворчества в сфере избирательного права (принимаемые в российской Федерации законы и остальные нормативные правовые акты должны опираться на эти принципы) до реализации избирательно-правовых норм (участники избирательно-правовых отношений в процессе воплощения собственных прав и обязанностей, внедрения норм избирательного права должны сообразовывать свои деяния с принципами избирательного права). Оценка и толкование избирательно-правовых норм, их содержания и механизма деяния должны осуществляться через призму принципов избирательного права. Не случаем в данной связи, что Конституционный суд российской Федерации, разрешая вопросы конституционности норм избирательного права, в собственных решениях исходит из общепризнанных принципов избирательного права, закрепленных Конституцией российской Федерации и международно-правовыми актами. Значение избирательно-правовых принципов велико не только в судебной сфере, в том числе в сфере защиты избирательных прав людей судами общей юрисдикции, но и до этого всего в деятельности основных правоприменяющих субъектов избирательного процесса - избирательных комиссий. При выполнении собственных процессуальных обязанностей, закрепленных законом, при разрешении конкретных правовых ситуаций, при оценке действий остальных субъектов процесса избирательные комиссии должны строго следовать принципам избирательного права. Классификация. неувязка классификации принципов избирательного права находится в избирательно-правовой науке в стадии разработки, обмена мнениями различными исследователями избирательного права. Общепризнанной классификации принципов избирательного права в настоящее время нет. Более обоснованной из предложенных в литературе является классификация, данная С.Д. Князевым. Он делит принципы избирательного права, основываясь на их целевом предназначении в механизме правового регулирования избирательных отношений, на две группы: принципы организации и проведения выборов (обязательность, периодичность, свобода, альтернативность выборов, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих компанию и проведение выборов) и принципы роли российских людей в выборах (всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность роли в выборах). Предлагаемая в настоящем пособии классификация также не претендует на заданность и абсолютную завершенность. Целесообразно, на наш взгляд, при классификации принципов избирательного права исходить из изложенной выше природы избирательного права как сложной материально-проце-ссуальной структуры. Данное событие позволяет поделить принципы избирательного права на материально-правовые (принципы материального избирательного права) и процессуально-правовые принципы (принципы избирательного процесса). Материально-правовые принципы первичны, они составляют костяк всего правового регулирования отношений в сфере выборов. Процессуально-правовые принципы производны от материально-правовых, конкретизируют, развивают их в отношении избирательного процесса. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически бодрствующими гражданами. В законодательстве российской Федерации принцип всеобщего избирательного права раскрывается в ст. 4 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», где говорится о том, что граждане имеют право избирать и быть избранными в органы гос власти и местного самоуправления по достижении определенного возраста независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, дела к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других событий. Этому принципу не противоречит запрет, содержащийся в ст. 32 Конституции российской Федерации, на роль в выборах людей, признанных судом недееспособными, а также людей, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Обладание субъективным избирательным правом, как и хоть каким другим политическим (гражданским) конституционным правом, связывается с принадлежностью к гражданству российской Федерации. В настоящее время наметилась тенденция наделения избирательными правами иностранных людей и лиц без гражданства, проживающих на местности городских образований при проведении городских выборов. В российской Федерации Федеральным законом «Об основных гарантиях…» в первый раз иностранцам предоставлена возможность принимать роль в выборах при определенных условиях. Согласно части 10 ст. 4 Закона в согласовании с международными договорами российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на местности соответствующего городского образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане российской Федерации. Условием реализации избирательного права является достижение определенного возраста (возрастной ценз). Граждане вправе реализовывать свое активное избирательное право (право избирать) с 18 лет - возраста пришествия общей конституционной дееспособности. Возрастной ценз пассивного избирательного права (права быть избранным) устанавливается Конституцией российской Федерации и федеральными законами. Он различен в зависимости от вида органа, должности, в который (на которую) избирается гражданин. Так, согласно ст. 81 И 97 Конституции российской Федерации, Президентом российской Федерации может быть избран гражданин не моложе 35 лет, а депутатом гос Думы - гражданин, достигший 21 года. Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» установлено, что малый возраст кандидата не может превосходить 21 года на выборах в законодательные (представительные) органы гос власти субъектов российской Федерации, 30 лет - на выборах главы исполнительной власти субъекта российской Федерации и 21 года - на выборах в органы местного самоуправления. Установление большего возраста кандидата не допускается. Еще одним условием реализации избирательного права является ценз оседлости - требование проживания на определенной местности. Условием реализации активного избирательного права на выборах в органы различных территориальных частей страны (субъектов федерации, городских образований) является постоянное или преимущественное проживание на соответствующей местности. В согласовании с Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…» федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином российской Федерации активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной местности российской Федерации. Указанные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такового проживания. Законы субъектов российской Федерации должны предугадывать предоставление активного избирательного права на выборах в органы гос власти субъектов российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам российской Федерации, постоянно или в большей степени проживающим на местности соответствующего субъекта российской Федерации либо городского образования. В отношении пассивного избирательного права ограничения, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной местности российской Федерации, могут устанавливаться только Конституцией российской Федерации. Так, Президентом российской Федерации может стать гражданин, постоянно проживающий на местности российской Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции российской Федерации). Установление федеральным законом, законом субъекта российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина российской Федерации на местности субъекта российской Федерации, городского образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права не допускается. Законодательством в качестве ограничения пассивного избирательного права предусмотрен также ценз неизбираемости, т.Е. Невозможности для лица баллотироваться кандидатом. Неизбираемость связана со особыми ограничениями для определенных лиц, категорий лиц. Так, в согласовании со ст. 81 Конституции российской Федерации одно и то же лицо не может занимать должность Президента российской Федерации более двух сроков подряд. Аналогичные ограничения установлены в законодательстве многих субъектов российской Федерации. Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях. В отношении активного избирательного права равенство избирателей достигается двумя способами. Во-первых, каждому избирателю предоставляется равное количество голосов (в одномандатном окружении - один голос, в многомандатном - количество голосов, равное числу распределяемых мандатов). Избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей и соответственно участвует в голосовании только один раз. Во-вторых, на выборах образуются приблизительно равные по численности избирателей избирательные округа. Таким образом, достигается «одинаковый вес» голосов избирателей. Искажением принципа равенства в связи с нарезкой избирательных округов является избирательная география, получившая название «джерримендеринг». Главные требования по нарезке избирательных округов при проведении выборов в российской Федерации содержатся в ст. 18 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…». В отношении пассивного избирательного права принцип равенства означает предоставление равных возможностей для регистрации кандидатов, равенство статуса зарегистрированных кандидатов, одинаковый больший размер избирательных фондов, равенство условий при проведении предвыборной агитации. Принцип прямого избирательного права означает, что избиратели голосуют на выборах в органы гос власти и органы местного самоуправления непосредственно. Данный принцип получил свое закрепление в ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» и распространяется на все виды выборов в российской Федерации. Противоположностью прямым выборам являются непрямые выборы, которые бывают двух разновидностей: косвенные и многостепенные. При косвенных выборах воля избирателей опосредуется избирательной коллегией, которая создается специально для данной цели. Примером могут служить выборы Президента США, когда избиратели голосуют в своем штате за выборщиков от той или другой партии, а уже выборщики подают голоса за кандидата в президенты. При многостепенных выборах воля избирателей опосредуется не специально создаваемой коллегией, а постоянно работающим представительным органом, для которого избрание другого органа или должностного лица является лишь одним из возможностей, входящих в его компетенцию. Так, верхняя палата Индии избирается законодательными собраниями штатов. Если воля избирателей опосредуется дважды, то выборы числятся трехстепенными, трижды - четырехстепенными и т.Д. В большинстве стран прямыми выборами избираются нижние палаты парламентов, органы местного самоуправления, непрямые выборы употребляются, как правило, при избрании верхних палат парламентов и президентов. Российское законодательство не предугадывает способности проведения непрямых выборов в органы гос власти и органы местного самоуправления. Принцип тайного голосования предполагает недопустимость какого-либо контроля за волеизъявлением избирателя. Для обеспечения тайны голосования избирательные бюллетени не нумеруются (не маркируются иным образом, позволяющим отыскать принадлежность бюллетеня конкретному избирателю), избирателю предоставляется возможность заполнить бюллетень для голосования в специально оборудованной кабине, в которой не допускается присутствие посторонних лиц. Избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Принцип свободных выборов означает, что граждане участвуют в выборах добровольно без какого-либо принуждения со стороны страны. В согласовании со ч. 3 Ст. 3 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» роль гражданина в выборах является свободным и добровольным. При низкой явке избирателей возникает вопрос о признании выборов состоявшимися. Избирательное законодательство может предугадывать признание выборов состоявшимися вне зависимости от числа избирателей, принявших роль в голосовании или же устанавливать малый процент избирателей, роль которых необходимо для признания выборов состоявшимися. Так, при проведении выборов депутатов гос Думы, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло роль менее 25 процентов избирателей, включенных в списки избирателей; при проведении выборов Президента российской Федерации, выборы признаются не состоявшимися, если в них приняло роль менее половины избирателей, включенных в списки избирателей. Неучастие избирателей в выборах в мировой практике получило название «абсентеизм». Различают политический и аполитичный абсентеизм. При политическом абсентеизме избиратель не участвует в выборах по политическим мотивам, выражая тем самым протест политическим платформам кандидатов, считая, что ни одна из них не отвечает в достаточной степени его взглядам и представлениям. Аполитичный абсентеизм заключается в безразличном отношении избирателя к политике и выборам. В ряде стран (Австралия, Бельгия, Греция, Турция) для преодоления абсентеизма употребляется так называемый «обязательный вотум», согласно которому роль в выборах для людей является обязательным. Неучастие в голосовании влечет за собой пришествие различных мер юридической ответственности (штраф, лишение свободы). Принцип свободных выборов не считая добровольного роли предполагает наличие у избирателя свободы выбора при голосовании. Это обеспечивается альтернативностью выборов, а также всем демократическим конституционным строем страны, в котором свобода личности закрепляется как высшая ценность, признаются и обеспечиваются права на свободу собрания и объединения, свободу мысли, слова, информации. К принципам организации и проведения выборов относятся принципы обязательности и периодичности проведения выборов, принцип альтернативности выборов, принцип подлинных выборов. Принцип периодичности и обязательности проведения выборов означает, что выборные органы осуществляют свои способности в течение определенного срока, по окончании которого обязательно должны быть проведены новые выборы. Срок возможностей федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов российской Федерации, органов местного самоуправления устанавливается соответственно Конституцией российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов российской Федерации, уставами городских образований. Устанавливаемый срок возможностей органов гос власти, органов местного самоуправления, а также срок возможностей однократно избранных депутатов не может быть более пяти лет. Изменение (увеличение или уменьшение) срока возможностей работающих органов или избранных депутатов не допускается (ст. 8 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…»). Организационно-правовым выражением принципа обязательности проведения выборов являются порядок и сроки назначения выборов. В частности, голосование на выборах в федеральные органы гос власти должно быть проведено не позднее чем через 110 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Голосование на выборах в органы гос власти субъекта российской Федерации должно быть проведено не позднее чем через 100 дней и не ранее чем через 80 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Также, в согласовании со ст. 10 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…» выборы назначаются уполномоченными на то органами или должностными лицами в согласовании со сроками, закрепленными в Конституции российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов российской Федерации, уставах городских образований, и проводятся избирательными комиссиями. В случае, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки, а также при отсутствии уполномоченного на то органа или должностного лица выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией. В вариантах, если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также, если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях…», выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений (блоков), органов гос власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются подходящим судом общей юрисдикции.


  Другие работы:


Сущность, главные признаки и функции страны
23 23 РЕФЕРАТ По дисциплине: Политология На тему: Сущность, главные признаки и функции страны. Студент: ....

Конституционное право Турции
6 Содержание: § 1 черта Турецкой Конституции………………….3 § 2 Конституционно-правовой статус личности……………...4 § 3 Органы гос власти…………………………..5 §4 Территориальное деление и местное....

Понятие защиты гражданских прав
1. Понятие защиты гражданских прав. обыденный гражданский оборот предполагает не только признание за субъектами определенных гражданских прав, но и обеспечение их надежной правовой охраной. В согласовании со сложившейся в науке традицией понятием «охрана гражданских прав» охватывается....

Конституционное право
19 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Каковы особенности предмета и метода конституционного права забугорных стран? 4 2. Как соотносятся меж собой понятия: «автономия» и «федерация», «суверенитет» и «федерация»? 7 3. Найдите главные сходства и различия в формировании....

Суверенитет страны и свобода личности
2 российский Государственный Социальный институт Юридический факультет Кафедра теории и истории страны и права Дата регистрации____________ №_________________________ ....

Конституционное право Великобритании
3 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ российской ФЕДЕРАЦИИ ТЮМЕНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Факультет заочного обучения КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН РЕФЕРАТ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ПРАВУ РОССИИ ....

Конституционное право страны восходящего солнца
32 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ российской ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра государственно-правовых дисциплин Дисциплина: Конституционное право забугорных стран РЕФЕРАТ по теме: «Конституционное право....

Понятие и признаки основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей людей России
4 План 1) Понятие и признаки основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей людей России 3 ....

Конституционные обязанности личности
31 Введение. Начиная данную работу, посвященную обязанностям, автор хотел бы раскрыть те предпосылки по которым привлекла его данная тема и задачи, которые он перед собой поставил. Данная тема увлекательна для автора тем, что обязанности это правовые принципы, которые....

Конституционное закрепление гражданства, правовой статус иностранных людей и лиц без гражданства
29 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ российской ФЕДЕРАЦИИ РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ институт Юридический....