Политическая система общества

 

Понятие и элементы политической системы общества.

План.

1.Понятие политической системы общества.

2.главные функции и элементы политической системы.

3.правительство как основной институт политической системы.

4.Заключение.

Человеческое общество находится в процессе неизменных конфигураций, которые происходят под влиянием разных факторов. Усложняются социальные взаимосвязи меж людьми, возникают новейшие потребности, и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Поэтому постоянно актуален вопрос о том, как общество приспосабливается к изменяющимся условиям. Способность общества реагировать на потребности индивидов, приспособиться к изменяющимся условиям обеспечивается политической системой.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его обычное функционирование в качестве одного общественного организма. Благодаря действию политических институтов и структур, политическая система оказывает влияние на разные стороны жизни общества. Действие устройств политической системы основано на способности властным методом распределять ценности и ресурсы внутри общества, предписывать популяции определенные нормы поведения и стандарты. В связи с этим, политическая система включает в себя также и взаимодействие властвующего и подвластного. Таковым образом, политическая система является чертой взаимоотношений меж государством и обществом.

В развитых капиталистических странах политические системы уже сформированы, но, тем не менее, тема политической системы не закрыта, так как нереально сделать идеальную политическую компанию общества и расхождения по этому вопросу просто неизбежны.

Термин политическая система был введен в 50 - 60 -х годах ХХ века. До этого для описания властных отношений применялись понятия "тип правления",
"система правления". но, процессы развития общества привели к тому, что гражданин стал не лишь подчиняться, но и влиять на правительство, создавая партии, движения, ассоциации и т.Д. Власть закончила быть монополией страны и приняла сложный вид. Понятие "система" ввел в оборот германский биолог Л. Фон Берталанфи в 20-х годах ХХ века. Он разглядывал систему как совокупность взаимозависимых частей. Позднее этот термин в политологию принес Т.Парсонс, представлявший общество как взаимодействие четырех подсистем: экономической, политической, социальной и духовной. Любая из них выполняет определенные функции.

глубочайшее обоснование и обширное распространение понятие “политическая система” получило только в середине ХХ в., Что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политическая система - это универсальная управляющая система общества, составляющие которой соединены политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения меж социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на базе использования гос власти.

Политическая система хоть какого общества характеризуется наличием определенных устройств, которые гарантируют ему устойчивость и жизнеспособность. При помощи этих устройств разрешаются социальные противоречия и конфликты, координируются усилия различных публичных групп, организаций и движений, гармонизируются публичные дела, достигается консенсус относительно главных ценностей, целей и направлений публичного развития.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются.

Политическая система существует неразрывно с государством, так как правительство является чуть ли не самым основным элементом политической системы. Возникновение политической системы фактически связано с возникновением страны вообще, так как с его возникновением начинается возникновение разных негосударственных образований. В жизни феодального общества важную роль игрались такие объединения собственников, как общины, гильдии, цеха. Правительство и негосударственные организации господствующих и угнетенных классов в собственной совокупности и составляли политическую систему конкретного классового общества. Но политические организации того времени были далеко несовершенны, и даже современные системы еще далеки от идеальных, то есть от таковых, которые бы удовлетворяли интересы всех слоев населения.

правительство являестя более значимым институтом политической системы.
Значимость его определяется наибольшей концентрацией в его руках ресурсов, позволяющих ему влиять на социальные конфигурации. Правительство на протяжении веков трактовалось постоянно неоднозначно. Традиционно все трактовки выходили из двух: оно служит интересам общества и личности и выступает средством угнетения имущими классами неимущих.

Возникновение страны как общественного института отразило процессы усложнения публичной жизни. Преимуществом страны является высокая специализация в разделении труда меж правящими, владение современной армией и милицией, владение большими материальными и другими ресурсами для воплощения собственных решений. Правительство владеет рядом качественных признаков, которые различают его от негосударственных политических организаций (партий, движений ):

. Единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

. правительство представляет собой компанию политической власти, владеющую особыми механизмами для управления обществом: законодательную, исполнительную и судебную ветки власти. В особых вариантах правительство применяет такие меры как принуждение - органы насилия (армия, органы сохранности).

. правительство регулирует свою общественную жизнь на базе права. Лишь правительство может регулировать жизнь общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер.

. Суверинитет гос власти. Он выражается в верховенстве и независимости от всех остальных властей внутри страны.

. Принудительное взимание налогов и других обязательных платежей с населения, которые гарантируют экономическую самостоятельность страны.

Существует несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отражает собой разные направления политической науки, послужившие основой для разработки способа системного анализа и теории политической системы.

Согласно марксистскому представлению политическая система, подобно праву, государству и иным политическим явлениям и институтам, представляет собой объективное явление. Её существование неразрывно связано с существованием и функционированием классового общества. Она формируется и видоизменяется совместно с ним в силу раскола общества на классы и возникновения классовых противоречий. С развитием классового общества и переходом его в бесклассовое политическая система, согласно марксистским воззрениям, отмирает. На протяжении всего собственного существования политическая система постоянно выражает и защищает интересы и волю господствующего класса, а в социалистическом обществе она обязана выражать волю и интересы народа.

Политическая система, подвергаясь в процессе собственного развития прямому действию со стороны явлений идеологии, права и морали, постоянно оказывает на них обратное влияние. Аналогичные двусторонние связи инсталлируются также меж политической системой общества и экономикой, всей материальной базой общества, образующей определенную систему производственных отношений.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функциональное, определяемое сферой деяния политической системы и её составных частей на различных уровнях политической организации общества.

Политическая система общества постоянно стает как специфичная, но все же относительно замкнутая система, анализ которой указывает, что:

1) Каждый из субъектов политической системы общества как её системный элемент органически обусловлен всеми другими её элементами и функционированием системы в целом.

2) Политическая система общества не просто сумма всех субъектов, а система внутренне организованных её частей.

3) лишь системное исследование частей политической системы общества может дать объективную информацию обо всей политической системе общества.

4) значительные характеристики страны, как и остальных частей политической системы, определяются суммарным действием на него всех частей политической системы в целом.

В структуре политической системы выделяют такие её подсистемы как:

Институциональная подсистема. Центральное место в ней принадлежит государству. Концентрируя в собственных руках большая часть ресурсов и, владея монополией на законное насилие правительство владеет большими возможностями в действия на разные стороны публичной жизни. В свою очередь на правительство могут воздействовать разные партии и СМИ.

Нормативная подсистема. Через нее политическая система оказывает влияние на деятельность институтов и поведение людей.

Функциональная подсистема. Она составляет базу политического режима, деятельность которого ориентирована на защиту имеющегося механизма воплощения власти.

Коммуникативная подсистема. Она включает формы взаимодействия как внутри системы, так и взаимодействие с другими политическими системами.

Культурная подсистема. Составляет базу традиций и устойчивых представлений в обществе, а также характер и метод мышления.

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, действий, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Определяющим в понятии политической системы является возможность людей воспринимать роль в управлении. Главным её назначением является как воплощение функции распределения этих ценностей, так и призыв к принятию этого распределения большинством членов общества. Конкретно эти функции политической системы характеризуют её специфику посреди остальных окружающих её подсистем общества.

Политическая система включает компанию политической власти, дела меж обществом и государством, характеризует протекание политических действий, включающих институционазацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического роли, неинституциональных политических отношений.

Центральным элементом, стержнем политической системы является политическая власть. Политическая власть в базе собственной государственная.
Политическая власть различается рядом особенностей. Она затрагивает интересы больших масс людей, выражается в руководстве обществом со стороны социальных групп, занимающих господствующие позиции в экономической жизни.
Это управление проявляет себя как общеобязательное и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через правительство, общественно-политические организации, политические группы и их фаворитов.

Главные элементы политической системы общества и механизм их функционирования отражаются в конституции страны, в законодательстве, которые регулируют принципы формирования и деятельность органов гос власти, права и обязанности государственных, партийных, хозяйственных и публичных организаций.

более активной и динамичной частью политической системы общества является его политическая организация. Хоть какой вид политической деятельности осуществляется в организованных формах - через совместные деяния, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в данной общности.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а потом в принципы существования политической организации именуется институциализацией. В ходе нее происходит формирование политической организации общества. Процесс деинституциализацию- разрушение политической организации, нарастание разрыва меж поведением людей и регулирующей его нормой. Все обилие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад плохо влияет на политику. Политическая организация общества - это совокупность конкретных организаций и учреждений, осуществляющих определенные функции. В итоге их взаимодействия и осуществляется политическая власть в данном обществе.

Каждый структурный элемент политической организации классового общества обязан быть не просто организацией, а политической по своему характеру организацией. Означает он обязательно обязан:

а) выражать политические интересы определенного класса либо другой социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

в) иметь непосредственное либо опосредованное отношение к гос власти – её завоеванию, организации либо использованию, причем не непременно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

г) управляться в собственной деятельности политическими нормами, сложившимися в недрах политической жизни той либо другой страны.

Политическая организация включает: правительство, партии, массовые публичные организации и движения, средства массовой информации и церковь.

правительство и партии являются фактически политическими организациями, т.Е. Они прямо и конкретно осуществляют политическую власть в полном объеме либо стремятся к ней. Воплощение власти либо борьба за власть - это основное в их деятельности.

Косвенные политические организации соединены с воплощением политической власти, но это только один из качеств их функционирования
(профсоюзы, молодежные политические организации).

Организации неполитические практически не участвуют в осуществлении политической власти (добровольные спортивные общества, разные движения и ассоциации). Процесс их политизации происходит на определенных этапах жизни страны.

Функционирование политических организаций предполагает их систематическую деятельность через принадлежащие им средства массовой информации, активное роль в политической жизни общества, подзаконность, выражающуюся в регистрации всех политических организаций и способности государственных органов осуществлять нужный контроль за их деятельностью.

не считая политических организаций, в состав политической системы общества входят политические дела -взаимодействие социальных групп, личностей, социальных институтов по поводу устройства и управления обществом. В зависимости от субъектного состава их можно поделить на три группы.

Первая группа - дела меж классами, крупными социальными группами, нациями и государствами. Межклассовые, межгрупповые, внутриклассовые и межнациональные дела составляют базу политической системы и отражаются в функционировании соответствующих политических организаций и их взаимоотношениях.

Вторую группу составляют дела, которые складываются в процессе воплощения политической власти, действия высших и местных органов управления и управления на социально-экономические, политические и культурные процессы.

В третью группу политических отношений можно включить дела, которые складываются меж политическими организациями и учреждениями.

Существенным элементом политической системы являются политические и правовые нормы, имеющиеся и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур регуляции политических действий. Они составляют её нормативную базу. Как различаются друг от друга политические режимы (к примеру, тоталитаризм и политический плюрализм), так же различаются принципы и нормы, лежащие в базе функционирования соответствующих политических систем. Политические и правовые нормы регулируют политические дела, придают им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы.

Через политические и правовые нормы получают официальное признание и закрепление определенные политические устои. В свою очередь при помощи этих норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будет управляться все участники политической жизни.

Закрепляя в нормах запреты и ограничения, согласование интересов и поощрение инициативы, силы, доминирующие при данной политической системе, оказывают регулирующее действие на политические дела. Так происходит формирование политического сознания и поведения субъектов в политической деятельности, выработка у них установок, подходящим им целям и принципам политической системы.

К числу частей политической системы общества относятся также политическое сознание и политическая культура. Являясь отражением и формируясь до этого всего под влиянием конкретной социальной и политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее действие на их поведение и всю политическую динамику. Поэтому в процессе управления и управления обществом принципиально учесть политические настроение масс.

Велика значимость политической идеологии, которая занимает в политическом сознании ведущее место и служит определяющим фактором конфигурации и развития сферы политической психологии. Политическая идеология в более концентрированном виде выражает коренные интересы социальных общностей, доказывает их место и роль в публичном развитии, в политической системе общества в частности. Она служит концептуальной основой программы социально-экономических и политических преобразований, с которой выступают соответствующие социальные силы. Оказывая влияние на выбор стратегического курса, разработку и принятие политических решений, на политические взоры и поведение индивидов и социальных общностей.

Для функционирования политической системы только огромное значение имеет и характер доминирующей в обществе политической культуры, являющейся качественной чертой всей политической жизни, политических институтов, отношений и действий. Без её углубленного исследования нереально понять реальную политическую жизнь хоть какого общества, в частности политические дела и механизм политической власти.

Политическая культура представляет собой совокупность обычных для данного общества либо социальной группы, укоренившихся образцов
(стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Значимость политической культуры состоит до этого всего в том, что она способствует обеспечению стабильности политической системы. Хотя в социально разнородном обществе безизбежно существование и контркультуры, которая ориентирована против господствующей системы власти и играется дестабилизирующую, разрушительную роль.

Политическая культура выполняет очень значительные для политической жизни общества функции. Её регулирующая функция проявляется в прямом либо косвенном воздействии на поведение людей и их организаций на восприятие ими политических событий, оценку существовавших и сейчас работающих политических систем и их отдельных частей. Политических деятелей, должностных лиц аппарата управления, а также на процесс подготовки и принятия политико- управленческих решений и т.П.

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая культура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению её кругозора
'за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. В особенности мощное воспитательное действие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний связано с формированием устойчивого энтузиазма к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит потом выражение в повышении социальной активности личности, определении ею собственного
.места и активной роли в жизни общества.

Политические партии являются атрибутом хоть какой развитой политической системы. Они являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное роль в функционировании политической власти или оказывают на нее опосредованное влияние.
Характерным для деятельности партий является их рвение объединить разные социальные силы вокруг собственных эталонов и программ, оказать идеологическое действие на популяция, на формирование его политического сознания.

Эффективность функционирования политической системы зависит от полноты реализации её функций, которые, в свою очередь, способны развиваться, воспроизводиться, расширяться либо терять свое значение. Если такие конфигурации не происходят, то политическая деятельность формализуется, догматизируется, что в конечном итоге приводит к застойным явлениям в самой политической системе. В условиях кризиса либо войны функции политической системы, как правило, реализуются не полностью. В современных демократических странах политические системы стремятся к сохранению равновесия в обществе. В этих целях осуществляют, по мере необходимости, перемещение частей в системе по их приоритетности, приспосабливая друг к другу. Инсталлируются также прямые и обратные связи политической системы с её социальным окружением, что дозволяет ей самосовершенствоваться и не допускать социальных взрывов.

но совокупность структурных частей и определение функций политической системы сами по себе не характеризуют её качество. Последнее зависит от параметров самих частей и характера их взаимосвязи и взаимодействия, от особенностей конкретной политической системы, её природы, степени зрелости, стабильности, динамичности и т. Д.

Сущность политической системы проявляется и в её функциях.

. Функция политической социализации. Т.Е. Приобщение индивидума к политическим ценностям, следование принятым в обществе эталонам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти.

. Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить более эффективные пути решения актуальных заморочек и давать их обществу.

. Функция реагирования. Т.Е. Реагировать на сигналы, поступающие извне либо изнутри. Данная функция дозволяет системе скоро приспособиться к изменяющимся условиям.

. Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из наружной и внутренней среды.

. Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов посреди групп внутри общества.

. Функция регуляции. Т.Е. Действие на общество. Это действие может проявляться методом введения норм и правил, на базе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

В качестве общих моментов, объединяющих разные политические системы как одно-порядковые явления, можно выделить следующие:

1.Существование и функционирование их только в рамках классового общества, возникновение и развитие с появлением и развитием классов.

2. Охват каждой из них всего классового общества, имеющегося в пределах той либо другой страны.

3. Наличие у каждой из них политического характера, выступление данных систем в качестве политических, а не экономических либо каких-или других по своему характеру образований.

4. Опора каждой политической системы общества на определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии.

5. Выступление в качестве структурных частей хоть какой политической системы разных государственных, партийных и публичных организаций, участвующих в политической жизни той либо другой страны.

таковым образом, политическая система является сложной, многогранной подсистемой общества. Её наилучшее функционирование имеет только принципиальное значение для жизнеспособности и обычного развития как общества в целом, так и составляющих его социальных групп и индивидов.

Заключение.

В каждом конкретном обществе его политическая система и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое сознание не есть изолированно, как нечто обособленное, положенное извне. Выступая как совокупность важнейших политических институтов, возникающая и функционирующая на базе определенных политических идей, политическая система того либо другого общества и соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают неизменное влияние, предполагают друг друга.

Значимость знания и исследования политической системы состоит в том, что конкретно в ней проходит стержень социальной, экономической и духовной жизни общества, что конкретно тут через столкновение и согласование воли разных публичных сил принимаются решения, способные оказать влияние на различные стороны жизни общества.

Использованная литература:

1. «Правознавство» под редакцией М.Настюка Львов 1995

2. «Основи правознавства» О.Михайленко Киев 1997

3. «Теория страны и права» О.Скакун, М.Подберезский Харьков 1996

4. «Основы страны и права» под ред. А.Васильева Одесса 1997.




  Другие работы:


Шпоры по ТГП
1. ТЕОРИЯ страны И ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ПОНЯТИЕ И ОСНОВН ФУНКЦИИ. ТГП это сумма и система знаний об общих политико-юридических закон-х развития и возникновения и функционирования гос-но правовых явлений. Теория изучит явления в целом и носит базовый хар-р (обще теор) делая упор на ф-е взоры. Осн функции;-....

Правоотношения: понятие, признаки и виды
Министерство труда и общественного развития РФ столичный государственный социальный институт Филиал в г. Чебоксары Юридический факультет Курсовая работа по предмету: Теория страны и права на тему: Правоотношения: понятие, признаки и виды. Выполнила: студент 1курса заочного отделения группы....

Действие нормативного акта во времени, по кругу лиц и в пространстве
Содержание: 1. Вступление 3 2. Действие нормативно-правовых актов во времени .4 3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве .8 4. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц 10 5. перечень литературы .14 Вступление. Все нормативно-правовые акты действуют в рамках, очерченных....

Юридическая ответственность
ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИНСТИТУТА снаружи- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Юридический факультет КУРСОВАЯ РАБОТА по теории страны и права КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: Юридическая ответственность Проверила: Новикова Е.А. Выполнил: ст. Гр.319 Власенко В.А. г. Хабаровск, 1998....

Источники права
План: I . Введение II. Глава 1: «Понятие и виды источников права». 1. Правовая форма 2. Форма права 3. Источники права . Источники права в материальном смысле . Источники права в идеальном смысле . Источники права в юридическом смысле 4. Правовой обычай 5. Правовой....

Авторитаризм: за и против
Государственный институт Юридический факультет Эссе По дисциплине: Теория страны и права Тема: Авторитаризм: за и против Выполнила: студентка 1 курса Форма обучения: дневная Проверил: Санкт-Петербург 2004 В словарях термин «авторитаризм» определяется как политический ....

Формы страны
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ государственная Юридическая Академия Украины им. Ярослава Мудрого КУРСОВАЯ РАБОТА по теории страны и права тема: Формы страныВЫПОЛНИЛ:студент Харьковского отделения заочного факультета I курс 8 группа Серый Максим....

Сущность страны
Оглавление:1. Введение а) Актуальность трудности б) Обзор прочитанной литературы в) Вождества - прототип ранешнего страны2. Основная часть а) Понятие политической власти б) Признаки страны в) Функции страны3. Заключение4. перечень использованной литературы На любом этапе развития человечества вопрос о том,....

Виды политических режимов
Введение. В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой страны, управления и устройства политической системы в целом. Конкретно в таковой трактовке данное понятие давалось в публичных науках конца XIX - начала XX в. Политический режим....

Цивільне і шлюбно-сімейне право за “Руською Правдою”
Міністерство Освіти і Науки України Київський Університет Права Рівненська філія Кафедра загально-правових та галузевих дисциплін Shura19@yandex.ru Контрольна бота з “Історії держава та права України” на тему: Цивільне і шлюбно-сімейне право за “Руською Правдою” Виконала: студентка курсу, групи....